Таинство Крещения — наречение имени

vse-o-krestinahЭтот ритуал необходимо рассматривать, как мудрое толкование таинства. В наши дни бытует отрицательное отношение к ритуалам, как таковым, потому что многие из них, действительно, опустошены, потеряли свой первоначальный смысл. Но необходимо осторожно подходить к этой проблеме, не предвзято, чтобы случайно не забраковать истинный дар, настоящее таинство, выражение на физическом уровне нашей веры.
Крещение состоит из нескольких ритуалов и напоминает о всех этапах пути, которые, как в начале христианской эпохи, так и по сей день, взрослый человек должен пройти, чтобы получить крещение.
Центральным ритуалом здесь является окропление водой, но ему предшествует целый ряд действий, которые мы и собираемся проанализировать в следующих выпусках.
В начале ритуала крещения, как взрослых, так и детей, происходит диалог. Священник спрашивает у родителей ребенка или у получающего крещение, если речь идет о взрослом человеке, какое имя ему будет дано. Эта традиция представляет собой особый интерес. Мы рассмотрим ее на примере крещения младенцев. С одной стороны, потому что оно встречается чаще, с другой стороны, потому что ритуал крещения взрослых заслуживает особого экскурса в богословие.
Итак, первый этап крещения, первый признак изменения жизни, характерная черта начала новой жизни, даруемой младенцу, охрана которой поручается родителям, заключается в наречении имени. Родители ответят на этот вопрос. Наречение имени можно принять за обыкновенную процедуру некой паспортной идентификации человека: всех новорожденных необходимо как-то регистрировать, поэтому родителям и приходится придумывать им имя. Но в случае крещения это совсем не так. Потому что родители дадут своему ребенку имя не только, нарекая его, скажем, в честь дедушки, но и своими поступками, разделяя с ребенком каждый день своей жизни. И ребенок получит свое имя, свою идентичность от образа жизни своих родителей, от их отношений с ним, между собой и окружающим миром. На формировании ребенка, как личности, отразиться каждый шаг, каждый выбор его родителей, то, что они скажут, и то, о чем они промолчат. Задавая родителям вопрос об имени их ребенка, священник дает им понять, что они сформируют его личность и сделают это уже тем, кем они сами являются, своим образом жизни. Как говорил итальянский священник дон Оренцо Бенци: «То, КТО ты, говорит о тебе намного больше, чем то, ЧТО ты о себе рассказываешь».
Итак, нам необходимо понять, что такое имя. Способность нарекать имя вещам и феноменам принадлежит, из всех зверей, только человеку. Помните, во второй главе книги Бытия написано: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт.2:19). Получается, что в имени предмета отображается его сущность. На ум приходит выражение: «Назовем вещи своими именами», то есть будем говорить начистоту, будем говорить правду о событиях, людях или вещах, указывая на их истинную натуру.
Но можно и ошибиться, дать неверное имя. Например, нас предостерегает от этой опасности пророк Исаиа в 5 главе своей книги: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!» (Ис.5:20) Давать неверное имя вещам — это не ошибка в обозначении, а ошибка в жизненной позиции. Интересно, что в этимологическом словаре греческого языка слово «ονομα» («имя») имеет два значения: «имя» и «предлог», «обман», «отговорка». Можно наречь неверным именем, то есть не разобраться в сущности человека, вещей, событий. А в русском языке слово имя обозначает и репутацию. Мы говорим, например, «сохранить доброе имя».
В Священном Писании имена всегда несут в себе смысловое значение и по ним сразу можно понять многое об упоминаемом персонаже или географической точке. То есть имена в Библии ближе к нашим прозвищам, потому что запечатлевают либо какое-то событие, связанное с этим персонажем, либо определяют его судьбу, его место и функции в обществе.
Возвращаясь к первому этапу крещения, к наречению имени, можем перефразировать вопрос священника. Он будто спрашивает родителей о том, кто этот ребенок, что он за человек и какую судьбу желают ему ребенку родители. Как пел в мультфильме капитан Врунгель: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». Надеемся, что родители в тот момент понимают важность происходящего. Раввины говорят, что человек одно имя получает от родителей, другое — от людей, а третье — согласно своей жизни.
Наречение имени, происходящее в контексте ритуала Крещения, имеет особое значение. На младенца нисходит Благодать Господня. В древности, когда к Крещению подходили во взрослом возрасте, меняли имя на новое. И это имеет очень сильный символизм: человек оставляет свою старую жизнь и вступает в жизнь новую, отмеченную Благодатью Божьей.
Также с символической точки зрения, ребенок, получая имя от родителей, получит от них также весь багаж их ошибок, слабостей, заблуждений. И это можно условно назвать»детским именем«. Можно прожить всю жизнь под влиянием этого «детского имени». Вам приходилось встречать взрослых стройных женщин со смешными прозвищами, которыми их наградили еще во младенчестве. Одну мою такую знакомую до сих пор называют Бубликом. А сколько Мусь, Ляль и Няшек ходит по земле, перевалив за бальзаковский возраст? Мы настолько привыкаем называть наших друзей детства уменьшительно-ласкательными прозвищами, что и не замечаем перед нами взрослого человека. Но это — меньшая из бед. Хуже, когда человек психологически и духовно не перерастает свои детские прозвища, а продолжает оставаться инфантильным, рабом детских мнений, ошибок и страхов. Ведь он рискует таким образом никогда не узнать свое «взрослое имя», имя человека, достигшего своей полной реализации. Имя своего Крещения, которое Бог нарек ему. Трагична жизнь того человека, который входит в мир работы, дружбы, близких отношений с этим «детским именем». Необходимо оставить это имя в прошлом, как лишний груз, и принять на себя имя, которое Бог приготовил для нас, имя человека, который имеет в себе жизнь вечную, а не хрупкую, нестабильную жизнь младенца.
Второе имя, о котором говорят раввины, дают нам другие. Чаще всего оно неверно. У некоторых это второе имя совпадает с их положением в обществе, например, «господин Президент», «главврач», «начальник отдела», или же «гостарбайтер», «бомж», «пьянчужка» и т.д. И тут заметно, насколько всё перевернуто: в то время, как человек призван нарекать имя вещам, в этой ситуации вещи дают имя человеку. То есть те функции, которые мне выпадает выполнять в жизни, обусловливают мою идентичность. Но человек не является функцией, которую он выполняет. Человек — это не его работа, не его положение. Не работа преображает человека, а человек может полностью преобразить выполняемую им работу. Человек может оставить отпечаток собственной личности на том, что он делает, а не наоборот. Иначе он просто перейдет от роли, навязанной ему в детстве, к роли, которую теперь ему навязывает мир, и остаться рабом чужих надежд, ожиданий, этикеток, которые вовсе не являются его истинной натурой. Когда Иисус возвращается в Назарет, никто не верит в то, что он Мессия. Все продолжают видеть в нем сына столяра. Никому не верилось, что он — Сын Божий. И все те, кто решит жить согласно имени, полученному от Бога через Крещение, должен будет порвать со всеми функциями и ролями, которые ему приписывают другие, со всеми «именами», полученными от окружающих, то есть со всем тем, ЧТО они ждут от нас. Сколько людей вынуждено жить даже с самыми оскорбительными прозвищами. Кстати, Иисус поменял имена ключевым персонажам евангельских событий: Петру, Иоанну и Якову, — чтобы они не шли на поводу у общественного мнения и собственных детских травм, а полностью включились в эти новые отношения со Спасителем. И таким образом мы подошли к имени, которое Создатель дает нам посредством Крещения. Именно это имя и помогает нам войти во Врата Жизни.
Новое, прекрасное, истинное имя может дать нам только Бог, сотворивший нас, по-настоящему любящий нас. Поэтому необходимо вспомнить, о чем возвещает, что обещает Церковь через Крещение. В 62 главе книги пророка Исаии написано: «Назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа» (Ис.62:2). Когда человек открывает для себя христианскую веру, христианскую жизнь, он меняет своё «внутреннее имя». И это имя — дар Божий. Интересно, что в Ветхом Завете часто встречаются персонажи, которые меняют имя с каждым новым царем. Меняется господин, изменяется и имя его слуги. Так, с приходом Царствия Божия меняется и имя всех, кто его принимает. Но для этого необходимо быть готовым к переменам, к новой ипостаси самого себя, к переменам, которые могут произойти в твоей жизни.
Только Бог способен наречь нас нашим истинным именем. В мире существует очень много несчастных людей, которые позволяют собственным ошибкам нарекать себе имя. Пьяница, наркоман, разведенка, недоучка — вот только одни из этих печальных клеймо. Точно также можно поверить в то, как «называют» нас слабости, грехи и надежды других: непутевой могут называть матери тех дочерей, которые не стараются отхватить себе богатого мужа, сумасшедшим может прослыть тот, кто откликается на религиозное призвание и т.д.
Позволим Господу наречь нам имя. Позволим Ему сказать, кто мы для Него и сколько мы для Него значим. На моё имя указывает Крест Господень, готовность Христа принять за меня мученическую смерть. Для него я — драгоценная жемчужина, ради которой Он продал своё состояние, как купец из евангельской притчи. Моё имя было выкуплено кровью и подарено мне. Мое имя — Возлюбленная, Драгоценная. Это имя — моя миссия и моё величие. Симеон получит имя Петр, то есть «камень», и его миссией станет провозглашение веры, жизнь согласно вере. Новое имя, полученное от Бога, способно освободить нас от тесных, неподходящих нам позиций, полученных от общества, от окружающих. Человек раскрывает для себя свое истинное имя, когда ему открывается его потенциал в Боге, когда он понимает, что Бог поручает ему нечто важное и прекрасное. Каждый из нас имеет свою миссию. Сколько инвалидов в своих страданиях открывают свою миссию и становятся способными прощать, наставлять и просвещать других. А сколько наделенных всеми благами и способностями людей влачат жалкое, грустное, приземленное существование, потому что до сих пор верят в имена, полученные ими в детстве или позже — от мира, от профессии, и не верят в величие, которые приготовил им Бог.

Иточник: Радио «Ватикан»

<<Назад<<

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *