Адвент – история и духовность

advent-2В воскресенье, 29 ноября, Католическая Церковь начинает новый литургический год, вступая в период, называемый Адвентом. Хотя сегодня Адвент неразрывно связан в представлении верующих с Рождеством, причем с Рождеством как воспоминанием исторического события, сама традиция особого приготовления общины верных к Боговоплощению возникла прежде, чем Рождество стало самостоятельным праздником: в дни, когда рождение в мир Спасителя праздновалось одновременно с Богоявлением — 6 января.
Первые письменные свидетельства существования этого особого времени относятся к IV в. Святой Иларий Пиктавийский упоминает, что собор в Сарагосе, проходивший в 380 г., предписал не пропускать богослужений в течение трех недель перед праздником Богоявления. Сопровождалось ли это время усиленного религиозного рвения какими-то аскетическими практиками, например, постом, или же нет, с уверенностью сказать нельзя, но уже к VI в. в галликанском обряде возникает правило соблюдения поста со дня св. Мартина (11 ноября) до 6 января — Богоявления, что при исключении из числа постных дней суббот и воскресений давало четыредесятницу – сорокадневный пост, получивший название Адвента – от Adventus– скорый приход. При этом под приходом подразумевалось не ожидание празднования памяти исторического события рождения Христа, а ожидаемое вскоре Его Второе пришествие. Таким образом, это было время покаяния и поста, имевшее прямую аналогию с другой четыредесятницей – Великим Постом. Его продолжительность была разной для разных западных традиций и могла начинаться даже от дня осеннего равноденствия. Сегодня, спустя шестнадцать столетий, некоторые монашеские ордена сохраняют в своем уставе пост, длящийся с 14 сентября (праздника Воздвижения Креста) и до вечера Сочельника.
Между тем в Риме Рождество выделилось в самостоятельный праздник, и его празднование, которое совершалось 25 декабря и получало все большее распространение в Европе, приходилось на середину Адвента, что взаимно ослабляло и значимость праздника и пользу покаянного времени. Нет каких-либо свидетельств о том, что здесь была традиция отмечать период перед Богоявлением или перед Рождеством особыми покаянными богослужениями, и можно предположить, что до VI в. ничего, напоминающего галликанский Адвент, в Риме не было. В уставе св. Бенедикта Нурсийского нет еще никаких указаний на Адвент – первым письменным свидетельством существования в римской литургии Адвента как времени приготовления к Рождеству, таким образом, следует считать проповедь св. Григория Великого на второе воскресенье Адвента. Нет в римских источниках и никаких предписаний о посте в этот период, только особое литургическое последование. После принятия римского литургического чина франками две традиции – римская и галликанская – соединились, взаимно повлияв друг на друга, и были приняты как норма во всей Западной Европе. Традиция соблюдения поста или воздержания от определенных видов пищи во время Адвента сохранялась как повсеместная до XVIII в., когда количество постных дней было ограничено первой неделей Адвента и вечером Сочельника. Это ограничение было отменено в начале ХХ в.
Хотя отдельные черты покаяния и поста (такие, например, как фиолетовый цвет литургических облачений, рекомендация воздерживаться от мясной пищи в вечер Сочельника, принятая в некоторых поместных Церквах, или отсутствие молитвы «Слава в вышних…» во время воскресной мессы) присущи Адвенту и сегодня, все же, главным его смыслом становится радостное ожидание скорого прихода Спасителя. Перед Рождеством, как и перед Пасхой, Церковь рекомендует каждому верующему католику приступить к исповеди и причастию, а также побуждает совершать дела милосердия. Во многих приходах в это время появляются «корзины милосердия», в которые можно положить подарки для неимущих.
Сегодня период Адвента начинается с первой вечерни воскресенья, которое выпадает на 30 ноября (память св. апостола Андрея Первозванного) или наиболее близко подходит к этому дню, и завершается перед первой вечерней праздника Рождества, включая в себя четыре предшествующих ему воскресенья. Чтения Адвента, призывающие к покаянию в ожидании Второго пришествия Господа в первой половине Адвента (до 16 декабря) и подготавливающие нас к переживанию воспоминания Его Рождества, во второй части этого периода подчеркивают двойственный характер этого времени: оно должно быть не только временем покаяния, но и «радостного и преданного ожидания». С 17 декабря начинается чтение девятидневной молитвы — новенны перед Рождеством. В некоторых приходах ее принято читать всей приходской общиной, или каждый вечер в семьях.
Воскресные евангельские чтения Адвента посвящены каждое воспоминанию определенного события священной истории. В первое воскресенье мы размышляем о Втором пришествии Христа в конце времен, во второе и третье об Иоанне Крестителе – последнем пророке, предсказавшем явление мессии и в четвертое о событиях прямо предварявших рождение Христа и особой роли Пресвятой Девы Марии в деле нашего спасения.
Деве Марии посвящены и особые богослужения Адвента, называемые «Роратами». Традиция служения «роратных» (название, принятое в Центральной и Восточной Европе) или «ангельских» (название, более распространенное в Германии) месс в честь Пресвятой Девы Марии, подчеркивающих Ее особую роль в деле Боговоплощения, довольно древняя. Ее возникновение относят к периоду позднего Средневековья. Название «Роратные» происходит от начальных слов входного песнопения, с которого начинаются эти богослужения: «Rorate coeli desuper…» — «Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду, да раскроется земля и приносит спасение…» (Ис 45,8). Хотя нет определенного предписания, эти мессы традиционно совершались и совершаются на заре, до восхода солнца, символизируя необходимость для христианина бодрствовать в ожидании прихода Жениха. Некогда, направляясь на роратную мессу, верующие брали с собой фонарик с горящей в нем свечой, которая также напоминала об ожидаемом вскоре моменте, когда Христос озарит Своим светом ожидающий Его прихода мир. Сегодня такие процессии со свечами возможны только в маленьких городках, жители которых добираются до церкви пешком, но когда в больших городах верующие, на метро, трамвае или автобусе спешат в предрождественский храм, перед алтарем, посвященным Деве Марии, светится в ожидании их благодарной молитвы к Матери Предвечного Слова свеча, и ее колеблемый ветром огонек предваряет то Сияние любви, которое несет миру рождение Мессии.
30 ноября во многих католических приходах мира перед алтарем или над ним установят венок из еловых ветвей с четырьмя вплетенными в него свечами, и в каждом из этих венков зажжется первая свеча в знак того, что только три воскресенья отделяют нас от Рождества. Обычай устанавливать дома и перед алтарем в церкви венок с четырьмя свечами, символизирующими четыре предрождественских воскресенья, зажигая по одной свече каждое воскресенье, сегодня кажется очень старым, но на самом деле он возник только в XIX веке. По мнению одних, впервые его ввели в общинах немецкой католической молодежи, по мнению других, идея установления венка принадлежит лютеранскому богослову Иоганну Вихерну, соорудившему его для своих воспитанников. Так или иначе, зеленый, цвета надежды, венок, не имеющий начала и конца и, таким образом, символизирующий вечность, с четырьмя свечами, каждая из которых от воскресенья к воскресенью делает мир вокруг все светлее в ожидании того момента, когда Христос – Свет миру, родившись, заполнит все уголки каждой души сиянием Своего света, стал для многих христиан, независимо от конфессиональной и национальной принадлежности, знаком ожидания Спасителя. И то, что родившись в Германии, этот обычай сегодня стал своим для большинства из нас, быть может, одно из множества маленьких свидетельств того, что и сегодня самая прочная нить, соединяющая в одно множество разных людей, – это наша общая вера во Христа.

Анна Кудрик

<<Назад<<