«Впереди нас ждет много работы». Интервью с о. Иосифом Гунчагой

sobor_neporochnogo_zachatija_presvjatoj_devi_marii_kingston-600x352

В декабре 2017 года приходу Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Рязани, после двадцати лет борьбы, было возвращено историческое здание храма. 15 апреля архиепископ Павел Пецци отслужит в храме первую Мессу с 1935 года, когда он был закрыт постановлением советской власти. Мы попросили настоятеля прихода отца Иосифа Гунчагу рассказать об истории возвращения храма.

— Отец Иосиф, почему возвращения храма пришлось ждать так долго?

—Приход в Рязани был вновь зарегистрирован в 1999 году, и уже когда мы в 1998 году, — то есть двадцать лет назад! — подавали документы на регистрацию, мы одновременно обратились с просьбой о возвращении храма. Однако реакция была, к сожалению, неблагожелательной. Все последующие годы мы получали отписки, что в здании идет учебный процесс, что художественному училищу (которому было передано здание в 1935 г. после конфискации у Католической Церкви) нужно это помещение, хотя объективно там занималось очень немного детей, и это был скорее повод, чтобы нам отказать.
Так продолжалось до принятия закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», который президент Медведев подписал в ноябре 2010 году. Тогда в областной администрации мне сразу сказали: у нас больше нет оснований, чтобы вам отказать – готовьте документы о передаче в пользование. К большому сожалению, возвращения пришлось ждать шесть лет — то есть максимальный срок, обозначенный в самом законе. С самого начала было понятно, что в руководстве области мнения по этому вопросу разделились — одни были за, другие против, вероятно поэтому пришлось ждать так долго. Уже в 2015 году все было готово к возвращению храма, мы собрали все необходимые документы, но что-то вновь помешало, и пришлось ждать еще почти три года.

— Как приход жил все эти годы без храма?

— Сначала у прихода не было постоянного места для богослужений, мы собирались на квартирах у прихожан. Затем была приобретена приходская квартира, в которой одна комната была оборудована под часовню. Мы также пробовали служить около здания храма, чтобы напомнить о том, что мы есть. В 2000 году у храма даже четыре дня служил епископ города Мюнстера — побратима Рязани. Он тоже обращался в разные инстанции, просил о возвращении храма, и были обещания, но когда он уехал, все снова осталось по-прежнему.
На квартире большую общину собрать трудно — помню, так было и когда я служил в Курске: на квартире собиралось максимум двадцать человек, а уж потом, когда вернули храм, католики начали приходить. Так будет и здесь. Правда, к огромному сожалению, люди стареют и умирают, и многие просто не дождались возвращения этого храма. Многие католики говорили мне: мы приходили к храму, спрашивали, где найти священника, но нам отвечали, что не знают. Это была очень печальная ситуация. Я просил о том, чтобы повесить на стене училища мой телефон, но мне отказали. Отношение было таким, как будто Католическая Церковь не существует, и чем меньше католиков — тем лучше. Как много людей говорили мне: «Вот бы меня отпеть в храме, похоронить по-католически», но, к сожалению, не дожили. А многие другие из-за отсутствия храма просто потерялись, утратили веру, потому что не было пастырского окормления. Не могу сказать, от кого зависело это решение, кто тормозил передачу храма, но на них лежит огромная ответственность за эти души, которые потерялись, не сохранили веру, которых поглотил этот мир, и пусть Господь будет милосерден к ним
Как я сказал, в нашу приходскую комнату едва ли войдет больше двадцати человек, каждое воскресенье у нас две Мессы — одна для русскоязычных католиков, другая — для иностранных студентов, в основном африканских. Для них я тоже служу по-русски, но они переводят молитвы и чтения на английский и французский языки. Проповедь я тоже говорю по-русски, а один студент переводит на английский, так что месса получается длинная.

— Какие задачи стоят перед приходом сейчас?

— Договор о возвращении храма был подписан еще 20 ноября, но поскольку в храме нет отопления, решили зимой там не служить. Первая служба состоится 15 апреля, когда архиепископ приедет, чтобы торжественно войти в храм и отслужить первую Мессу. После этого богослужения будут совершаться уже в храме.
Впереди нас ждет много работы. Храм разделен на два этажа, это осталось с тех пор, когда храм был переделан под общежитие. Поскольку здание является памятником архитектуры, без утвержденного проекта нам не разрешают вносить никаких изменений. Нам очень посчастливилось, что мы нашли в архиве старый проект, по которому из Петербурга было дано разрешение на строительство этого храма. Это нам очень помогло, потому что теперь мы можем показать, что собираемся восстановить храм в его первоначальном виде. В том числе это дает нам возможность «откопать» храм, потому что в настоящее время он засыпан со всех сторон землей и песком и поэтому он «мокнет» и разрушается. На изначальном проекте видно, что храм стоял выше, у него было крыльцо в пять ступеней. Теперь все это можно будет восстановить, и у охраны памятников не должно быть возражений.
Я очень рад тому, что на первую Мессу в храме приедет много людей из других городов, чтобы нас поддержать. Но большинству, скорее всего, придется стоять около храма и слушать Мессу с улицы через открытые окна. Так было и в XIX веке, когда еще не было этого храма. Я читал в архивах прошения о строительстве храма, в которых люди говорили, что, когда Месса служится в частном доме, не все могут там поместиться, и католики слушают богослужение на улице через открытые окна. В это воскресенье нас, видимо, вновь ждет что-то подобное.

Отец Иосиф Гунчага — словацкий священник, врач по образованию, подпольно рукоположенный в 1982 г. В 1990-1991 годах служил викарием в храме Святого Людовика в Москве. В 1991-1995 гг. — настоятель прихода Введения во Храм Пресвятой Девы Марии в г. Камышине Волгоградской области, где построил храм. В 1995-1997 гг. — настоятель прихода Успения Божией Матери в Курске; во время его служения приходу было возвращено здание храма. В 1997-1999 гг. служил настоятелем в приходе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Орле. С 1999 года — настоятель прихода в Рязани.

Беседовал свящ. Кирилл Горбунов
http://cathmos.ru