Тексты для Недели молитв о единстве христиан и в течение всего 2018 года

church-network

«Десница Твоя, Господи, прославилась силою»
(Исх 15, 6)

Совместно подготовлено и опубликовано Папским советом по содействию христианскому единству и Комиссией «Вера и церковное устройство» Всемирного совета Церквей.

Русский перевод – Станислава Зонова для Информационной службы Архиепархии Божией Матери в Москве

В поисках единства: круглый год

Традиционно в северном полушарии Неделя (а точнее – октава, восемь дней) молитв о единстве христиан проходит 18-25 января. Эти даты были предложены в 1908 году Полом Уотсоном, поскольку выпадают на промежуток между праздниками Кафедры святого Петра и Обращения святого Павла, и, таким образом, имеют символическое значение. В южном полушарии, где январь — это время отпусков, церкви часто выбирают другие дни, чтобы провести Неделю молитв, — например, в дни празднования Пятидесятницы (что было предложено движением «Вера и церковное устройство» в 1926 году), что также является символической датой для единства Церкви.
Сознавая необходимость гибкости, мы приглашаем вас использовать эти материалы в течение всего года, чтобы выразить ту степень общения, которой Церкви уже достигли, и вместе молиться о полном единстве, которое является волей Христа.

Использование материалов Недели молитв

Церкви и христианские общины могут включать материалы Недели молитв в свои богослужения.
Общинам, которые совершают богослужения Недели молитв каждый день в течение всей недели, предлагается материал «восьми дней».
Желающим изучать библейские темы Недели молитв предлагаются в качестве основы библейские тексты и размышления «восьми дней». Ежедневные обсуждения могут завершаться общей молитвой.
Желающим молиться в частном порядке этот материал поможет точнее сформулировать молитвенные намерения. Пусть верные осознают, что пребывают в общении с другими христианами, которые во всем мире молятся о более зримом единстве Церкви Христовой.

Библейский текст на 2018 год
Исход 15, 1-21

Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили:
Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Господь муж брани, Иегова имя Ему. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море. Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень. Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому. От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря. Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя. Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море: они погрузились, как свинец, в великих водах. Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес? Ты простер десницу Твою: поглотила их земля. Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил, — сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей. Услышали народы и трепещут: ужас объял жителей Филистимских; тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана. Да нападет на них страх и ужас; от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, [которое] создали руки Твои, Владыка! Господь будет царствовать во веки и в вечность. Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря. И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море.

Введение в тему

«Десница Твоя, Господи, прославилась силою»
(Исх 15, 6)

Карибский регион

В наши дни регион Карибского бассейна носит имя одного из его коренных народов – индейцы племени Калинаго ранее назывались карибами. Этот регион представляет собой сложную реальность. Огромная географическая протяженность региона включает как островные, так и материковые территории. Здесь происходит богатое и разнообразное смешение этнических, языковых и религиозных традиций. Кроме того, это сложная политическая реальность, включающая в себя различными правительственные и конституционные системы: от колониальных территорий (британских, голландских, французских и американских) до республиканских национальных государств.
Современный Карибский регион страдает от последствий бесчеловечной колониальной эксплуатации. В безудержной погоне за прибылью колонизаторы устанавливали бесчеловечные режимы, где процветала работорговля и принудительный труд. С самого начала эти практики приводили к угнетению и вымиранию, а в некоторых случаях и к полному истреблению коренных народов региона. Затем последовало порабощение африканцев, а также кабальные контракты с мигрантами из Индии и Китая.
На каждом этапе колонизаторы пытались лишить подчиненные народы их неотъемлемых прав: самобытности, человеческого достоинства, свободы и самоопределения. Рабское положение африканцев означало не только то, что работников перемещают из одного места в другое. Попирая человеческое достоинство, данное Богом, рабство превращало человека в товар, делая одного человека собственностью другого. На основе рабовладения возникли и другие практики, направленные на то, чтобы лишить африканцев человеческого достоинства. Такой практикой, в частности, было отрицание права на культурную и религиозную свободу, на брак и семейную жизнь.
К великому сожалению, на протяжении пятисот лет колониализма и порабощения христианская миссионерская деятельность в этом регионе, за исключением нескольких выдающихся примеров, была тесно связана с этой бесчеловечной системой. Миссионеры многими способами оправдывали и укрепляли колонизаторские режимы. Те, кто принес Библию на эту землю, использовали Священное Писание для оправдания рабского подчинения людей. Но в руках угнетенных Библия стала источником вдохновения и уверенности в том, что Бог на их стороне, и что Бог приведет их к свободе.

Тема на Неделю молитв о единстве христиан в 2018 году

Сегодня карибские христиане различных традиций видят, как Бог Своей рукой избавляет их от рабства. Это объединяющий опыт спасительного действия Бога, несущего свободу. Именно поэтому песнь Моисея и Мариам (Исх 15, 1-21) была сочтена наиболее подходящей как основная тема Недели молитв о единстве христиан 2018 года. Это песня победы над угнетением. Тема свободы также звучит в гимне «Десница Бога», написанном на семинаре Конференции карибских Церквей в августе 1981 года. Теперь этот гимн, переведенный на разные языки, стал своего рода «гимном» экуменического движения в регионе.
Подобно израильтянам, народы Карибского моря поют песню победы и свободы. Это песня, которая объединяет их. Однако вызовы современности угрожают снова поработить и исказить достоинство человеческой личности, созданной по образу и подобию Бога. Хотя человеческое достоинство неотъемлемо, оно может быть запятнано как личным грехом, так и социальными структурами греха. В нашем падшем мире общественным отношениям слишком часто не хватает справедливости и сострадания, которые возвышают человеческое достоинство. Бедность, насилие, несправедливость, зависимость от наркотиков и порнографии, а также вызванные ими боль, горе и страдания искажают человеческое достоинство.
Многие современные проблемы сами по себе являются наследием колониального прошлого и работорговли. Коллективная душевная травма проявляется сегодня в социальных проблемах, связанных с низкой самооценкой, бандитизмом и домашним насилием, а также с поврежденными семейными отношениями. Эти проблемы, хотя и являются наследием прошлого, усугубляются современной реальностью, которую можно охарактеризовать как неоколониализм. В нынешних обстоятельствах многим странам Карибского региона практически невозможно справиться с бедностью и долгами. Более того, во многих местах сохранилась устаревшая законодательная база, которая по-прежнему носит дискриминационный характер.
Десница Бога, которой Он вывел Свой народ из рабства, дала надежду и мужество израильтянам. Она по-прежнему приносит надежду христианам Карибского региона. Карибские христиане не являются жертвами обстоятельств. Свидетельствуя об этой общей надежде, Церкви сотрудничают, чтобы служить всем народам региона, но особенно наиболее уязвимым и бесправным. Как поется в гимне, «десница Бога возделывает нашу землю, насаждает семена свободы, надежды и любви».

Пастырское размышление над библейским текстом (Исх 15, 1-21)

В книге Исхода описаны три периода: жизнь израильтян в Египте (1, 1 – 15, 21); путешествие Израиля по пустыне (15, 22 – 18, 27); и опыт на горе Синай (19 – 40). В избранном отрывке – «Песни у моря», воспетой Моисеем и пророчицей Мариам, – перечисляются события, которые привели к избавлению народа Божьего от рабства. Эта песнь завершает первый период.

«Он Бог мой, и прославлю Его» (15, 2)

Стихи 1-3 15-й главы Исхода прославляют Бога: «Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его» (15, 2). В песне Моисея и Мариам израильтяне воспевают хвалу Богу, который освободил их. Они понимают, что замысел и намерение Бога освободить Свой народ не могут быть сорваны или расстроены. Никакие силы, даже фараоновы колесницы и вся египетская военная мощь не могут нарушить Божественный план освобождения народа Божьего (15, 4-5). В радостном восхвалении христиане различных традиций признают Бога своим Спасителем. Мы радуемся, что Он исполняет Свои обещания, и постоянно несет нам спасение через Святого Духа. Через спасение, которое Он приносит, мы узнаём, что Он – наш Бог, а мы – Его народ.

«Десница Твоя, Господи, прославилась силою» (15, 6)

Освобождение и спасение народа Божьего совершается силой самого Бога. Выражение «Десница (то есть правая рука) Бога» можно понимать как торжество Бога над противниками и как Его неизменную заботу о Своем народе. Несмотря на ожесточение фараона, Бог услышал вопль Своего народа и не позволит ему погибнуть, потому что Бог есть Бог жизни. Повелевая ветром и морем, Бог являет Свою волю – сохранить жизнь и уничтожить насилие (Исх 15, 10). Цель искупления – создать из израильтян народ, прославляющий непоколебимую любовь Бога.
Освобождение принесло народу надежду и обетование. Надежду, потому что засияла заря нового дня, когда люди смогут свободно поклоняться Богу и реализовать свой потенциал. Это было также обетование: Бог будет сопровождать их во время всего путешествия, и никакая сила не сможет отнять то, что Бог предназначил для Своего народа.

Применяет ли Бог насилие против насилия?

Некоторые Отцы Церкви интерпретировали это повествование как метафору духовной жизни. Например, Августин считал, что брошенные в море враги – это не египтяне, а наши грехи.
«Вы видите, что все наши прошлые грехи, которые ополчались на нас и нападали на нас из-за спины, Он смыл и уничтожил в крещении. Нечистые духи, подобно всадникам, мчались на наших дурных поступках, как на конях, направляя их по своему произволу. Вот почему апостол называет этих духов ‘мироправителями тьмы века сего’. Но крещение освободило нас от врагов, словно Красное Море, ставшее Красным от освятившей его крови распятого Господа…» (Проповедь 223E).
По мнению Августина, эта история побуждает христианина не отчаиваться, но надеяться и упорствовать, преследуя врага. Для Августина крещение является ключевым событием, определяющим истинную личность каждого человека как члена Тела Христова. Августин проводит параллель между переходом Израиля через Красное море и христианским народом в крещении. Оба путешествия ведут навстречу свободе и создают народ Божий. Израиль, как народ Божий, мог свободно восхвалять спасительную десницу Бога, воспевая победную песнь устами Мариам и Моисея. Искупление сделало угнетенных израильтян членами единого народа Божия, объединённого единой песней хвалы.

Единство

15-я глава книги Исхода дает понять, что путь к единству часто ведет через совместный опыт страданий. Освобождение от рабства – это основополагающее событие в процессе становления израильского народа. Для христиан кульминация этого процесса происходит в Воплощении и Пасхальной тайне. Хотя освобождение и спасение – это инициатива Бога, Он побуждает людей действовать ради достижения Своей цели и замысла об искуплении Своего народа. Христиане через крещение участвуют в божественном служении примирения, но из-за наших разногласий мы не можем эффективно свидетельствовать и проповедовать миру, который нуждается в исцелении.

Подготовка материалов для Недели молитв о единстве христиан 2018 года

Подготовка материалов Недели молитв о единстве христиан в 2018 году была поручена церквам Карибского региона. Эта работа осуществлялась под руководством Его Преосвященства Кеннета Ричардса, католического архиепископа Кингстона (Ямайка), ответственного по вопросам экуменизма в Конференции католических епископов Антильских островов, совместно с г-ном Джерардом Гранадо, генеральным секретарем Конференции карибских Церквей (ККЦ), и группой, состоящей из женщин и мужчин, принадлежащим к разным Церквам и церковным общинам.

Библейские размышления и молитвы на восемь дней

День 1: Любите и вы пришельца,
ибо сами были пришельцами в земле Египетской.

Левит 19, 33-34 Люби пришельца, как себя
Псалом 145 Господь хранит пришельцев
К Евреям 13, 1-3 Некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам
От Матфея 25, 31-46 Был странником, и вы приняли Меня

Став первой независимой республикой темнокожих, Гаити оказала гостеприимство другим угнетенным народам, стремящимся к свободе. В последние годы гаитяне столкнулись с тяжелыми экономическими трудности, которые заставили многих из них покинуть родину, предпринимая опасные путешествия в надежде на лучшую жизнь. Во многих случаях они сталкиваются с враждебным отношением и юридическими препонами. Карибский совет Церквей отстаивает интересы гаитян перед лицом тех государств, которые ограничивают или лишают гаитян права на гражданство.

Размышление

Народ Божий должен принимать пришельцев: этот Закон основан на памяти израильтян, некогда бывших пришельцами в Египте. Память об изгнании побуждает к сочувствию и солидарности с нынешними беженцами и мигрантами. Подобно опыту Израиля, наш общий христианский опыт спасительного действия Бога связан с воспоминанием об изгнании и отчуждении – отчуждении от Бога и Его Царства. Христианская память имеет этическое измерение. Бог восстановил наше достоинство во Христе и сделал нас гражданами Своего Царства. Мы не заслужили этого своими делами, но получили свободный дар любви Божьей. Потому и мы призваны поступать так же – свободно, и руководствуясь любовью. Любить по-христиански – значит, любить как Отец: признавать и дарить достоинство нашим ближним. Так мы поможем Богу исцелить разъединенную человеческую семью.

Молитва

Предвечный Боже,
Ты не принадлежишь ни одной культуре или стране,
но Ты – Господь всех.
Ты призвал нас возлюбить чужестранцев, живущих среди нас.
Да поможет нам Твой Святой Дух быть как братья и сестры,
принимая всех во имя Твое,
и жить согласно правде Твоего Царства.
Просим во имя Христово.
Аминь.

День 2: Не раб, но брат возлюбленный

Бытие 1, 26-28 И сотворил Бог человека по образу Своему
Псалом 9, 22-31 Для чего, Господи, стоишь вдали?
К Филимону Не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного
От Луки 10, 25-37 Притча о добром самарянине

Торговля людьми – это современная форма рабства: эксплуататоры ради своего выгоды силой или обманом вовлекают своих жертв в рынок секс-услуг, детского труда и донорства органов. Это глобальная индустрия, где счет идет на миллионы долларов. Эта проблема становится все более актуальной для Карибского региона. Церкви Реформации в Карибском регионе присоединились к Международному миссионерскому совету и Североамериканскому миссионерскому совету, чтобы помочь христианским общинам положить конец бичу работорговли.

Размышление

Одна из первых вещей, которую мы узнаём о Боге из еврейской и христианской Библии, это то, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. Но эту глубокая и прекрасная истина часто искажалась или отрицалась на протяжении человеческой истории. Так, в Римской империи отрицалось человеческое достоинство рабов. Евангельская весть совершенно иная. Иисус бросил вызов общественным нормам, попиравшим человеческое достоинство самаритян. Он назвал самаритянина «ближним» тому человеку, который стал жертвой разбойников на дороге в Иерихон. Ближним, которого нужно возлюбить, потому что так гласит Закон. Апостол Павел, дерзновенный во Христе, назвал раба Онисима «возлюбленным братом», тем самым нарушая нормы современного ему общества и утверждая человеческое достоинство Онисима.
Христианская любовь – это всегда мужественная любовь. Она осмеливается переступить границы и признать, что другой обладает таким же достоинством, как и мы. Подобно святому Павлу, христиане должны «иметь великое во Христе дерзновение», чтобы единодушно и открыто назвать жертв работорговли своими ближними, своими возлюбленными братьями и сестрами. Пусть христиане трудятся вместе, чтобы положить конец современному рабовладению.

Молитва

Всеблагой Боже,
воззри на тех, кто стал жертвами работорговли,
дай им знак, что Ты видишь их бедствие и слышишь их плач.
Пусть Твоя Церковь объединится в сострадании и мужестве.
Пусть она приблизит тот день, когда исчезнет эксплуатация,
и все люди будут достойно и свободно жить в мире.
Просим во имя Триединого Бога,
Который может даровать нам то,
о чем мы не осмеливаемся просить.
Аминь.

День 3: Ваше тело – это храм Святого Духа

Исход 3, 4-10 Бог освобождает от рабства
Псалом 23, 1-6 Господи, мы народ, ищущий лица Твоего
1 Коринфянам 6, 9-20 Прославляйте Бога в телах ваших
От Матфея 18, 1-7 Горе тому человеку, через которого приходит соблазн!

Многие христианские церкви в Карибском регионе разделяют озабоченность в связи растущим распространением порнографии, особенно через Интернет. Порнография имеет разрушительные последствия для человеческого достоинства, особенно для детей и молодых людей. Являясь одной из форм рабства, она превращает людей в товар, порабощает зависимых от нее и разрушает здоровые отношения любви.

Размышление

Из Книги Исхода мы знаем, что Бог заботится о тех, кто пребывает в неволе. Бог у неопалимой купины провозглашает Моисею Свое намерение освободить Свой народ. Бог видел страдания народа, услышал его вопль, и пришел избавить его. Также и в наши дни Бог слышит стенания тех, кто пребывает в рабстве, и хочет освободить их. Сексуальность – это дар Бога, необходимый для развития человеческих отношений и выражения близости. Злоупотребление этим даром порабощает и унижает людей – и тех, кто производит порнографию, и тех, кто ею пользуется. Бог не остается равнодушным к этому бедствию. Мы, христиане, призваны вести себя так же.
Святой Павел пишет, что все мы призваны прославлять Бога своими телами. Это означает, что вся наша жизнь, включая отношения с другими людьми, может и должна стать даром, угодным Богу. Христиане должны совместно трудиться над созданием общества, в котором человеческое достоинство детей Божьих возвышается, а не попирается. Напротив, общество призвано помогать им жить в той свободе, которую замыслил для них Бог.

Молитва

Небесной благодатью Твоей, о Боже,
восстанови наши душу и тело,
даруй нам чистое сердце и ясный ум,
чтобы мы прославляли Твое Имя.
Пусть Церкви обретут единство
ради освящения Твоего народа,
через Иисуса Христа, Твоего Сына,
который с Тобою живет и царствует
в единстве Святого Духа,
Бог во веки веков.
Аминь.

День 4: Надежда и исцеление

Исаия 9, 2-7a Умножению владычества Его и мира нет предела
Псалом 33, 1-15 Ищи мира и следуй за ним
Откровение 7, 13-17 Отрет Бог всякую слезу с очей их
От Иоанна 14, 25-27 Мир Мой даю вам

Одной из наиболее серьезных проблем Карибского региона насилие является, и церкви призваны на нее реагировать. Вызывает тревогу высокий уровень убийств, в основном связанных с домашним насилием, войной бандитских группировок и другими формами преступности. В некоторых районах региона все более частыми становятся случаи, когда люди сами причиняют себе увечья и совершают самоубийства.

Размышление

Царство, обещанное Богом, Царство, которое Иисус провозглашал и являл в Своем служении, – это Царство праведности, мира и радости в Святом Духе. Что означает эта Благая Весть для тех, кто пленен тьмой насилия? Пророк возвестил, что свет просветит сидящих во тьме и тени смертной. Но как могут христиане принести свет Иисуса тем, кто живет в тьме домашнего и криминального насилия? Какую надежду могут дать им христиане? Горькая истина такова, что разделение между христианами – это негативный знак, который препятствует возвещению надежды.
Однако поиски мира и примирения между различными церквами и конфессиями – это позитивный знак. Когда христиане борются за единство в конфликтующем мире, они показывают миру знак примирения. Если христиане не стремятся к привилегиям и высокому положению, не обманывают и не угнетают дальних и ближних, то они тем самым свидетельствуют о Царстве Божьем, где Агнец ведет святых к источникам воды живой. Это мир, в котором так отчаянно нуждается человечество. Мир, который приносит исцеление и утешение всем, страдающим от насилия.

Молитва

Боже всяческого утешения и надежды,
Ты воскресением Своим победил насилие креста.
Да станем мы, Твой народ, видимым знаком того,
что насилие этого мира будет побеждено.
Молим во имя нашего воскресшего Господа.
Аминь.

День 5: Вот, Я слышу вопль народа Моего из дальней страны!

Второзаконие 1, 19-35 Господь, Бог ваш, идет перед вами; Господь, Бог твой, носил тебя
Псалом 144, 9-20 Господь поддерживает всех падающих
Иакова 1, 9-11 Богатый прейдет, как цвет на траве
От Луки 18, 35-43 Иисус, Сын Давидов! помилуй меня!

Экономика стран Карибского бассейна традиционно основана на производстве сырья для европейского рынка. Потому она никогда не была самодостаточной. Как следствие, долговая зависимость от международного рынка стала необходимой для дальнейшего развития. Условия этих займов предусматривают сокращение расходов на транспорт, образование, здравоохранение и другие государственные услуги, что наиболее сильно ударяет по бедному населению. Конференция Карибских церквей выступила с инициативой разрешения нынешнего долгового кризиса в регионе и с помощью своих международных связей стремится помочь бедным.

Размышление

Представим себе, как шумела толпа, когда Иисус входил в Иерихон. Множество людей пыталось заглушить крики нищего слепца. Для них он был всего лишь досадной помехой и посмешищем. Но несмотря на оглушительный шум, Иисус услышал голос слепого. Так же и Бог всегда слышит вопль бедного, говорит нам Священное Писание. Господь, который поддерживает падающих, не только слышит нас, но и отвечает. Таким образом, жизнь нищего радикальным образом переменилась.
Разобщенность христиан усиливает суету и хаос этого мира. Как крики спорящих у стен Иерихона, так и наше разделение могут заглушить вопль бедняка. Но, когда мы едины, мы более явно свидетельствуем о присутствии Христа в этом мире. Мы оказываемся способны слышать, слушать и дать ответ. Мы уже не стараемся перекричать друг друга, но можем различить голоса, которые более всего жаждут быть услышанными.

Молитва

Любящий Боже,
Ты утешаешь бедных и страдающих,
и восстанавливаешь их достоинство.
Услышь наши прошения о бедных этого мира,
дай им надежду и утешь их,
чтобы весь Твой народ стал единым.
Просим во имя Христово.
Аминь.

День 6: Каждый заботься и о других

Исаия 25, 1-9 Возрадуемся и возвеселимся во спасении Его
Псалом 81 Угнетенному и нищему оказывайте справедливость
К Филиппийцам 2, 1-4 Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других
От Луки 12, 13-21 Берегитесь любостяжания

Меняющееся международное банковское законодательство по-прежнему отрицательно сказывается на торговле и коммерции стран Карибского бассейна и угрожает экономическому выживанию многих семей. Гражданам Карибов, работающим за границей, становится все труднее посылать деньги своим семьям. Церкви Карибского региона организовали движение Кредитного союза, чтобы бедные могли иметь доступ к финансам для экономической деятельности.

Размышление

Писание неизменно свидетельствует о том, что Бог всегда делает выбор в пользу бедных: десница Божья защищает немощных от сильных мира сего. Иисус постоянно предупреждает об опасности алчности. Тем не менее, несмотря на предостережение, грех алчности часто проникает в наши христианские общины и возбуждает дух конкуренции: одна община начинает конкурировать с другой. Нам следует помнить, что если мы не отделимся от мира, но примем присущий ему дух враждебности и конкуренции, мы не сможем стать «убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури» (Ис 25, 4).
Что значит для наших столь непохожих церквей и конфессий быть богатым в очах Господа? Это не значит иметь множество богатых прихожан, готовых сделать обильные пожертвования. Нет, это значит признать, что у нас, христиан, есть множество братьев и сестер по всему миру, несмотря на экономические разделения между «Севером» и «Югом». Осознавая наше братство во Христе, мы можем объединить наши усилия ради экономической справедливости.

Молитва

Всемогущий Боже,
даруй Твоей Церкви мужество и силу
неустанно провозглашать справедливость и праведность
в ситуациях насилия и угнетения.
Пусть Твой Святой Дух поможет нам,
радующимся о нашем единстве во Христе,
заботиться о нуждах наших братьев.
Аминь.

День 7: Созидать семью дома и в Церкви

Исход 2, 1-10 Рождение Моисея
Псалом 126 Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его
К Евреям 11, 23-24 Верою Моисей… скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно
От Матфея 2, 13-15 Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет

На жизнь семей в Карибском регионе по-прежнему негативно влияет наследие рабства, а также новые факторы: миграция родителей, финансовые проблемы, домашнее насилие. Перед лицом этой реальности церкви Карибского региона стараются оказывать поддержку как нуклеарным, так и расширенным семьям.

Размышление

Для защиты и воспитания детей нет ничего важнее семьи. Библейские повествования о детстве Моисея и Иисуса, которые с самого момента рождения находились в смертельной опасности из-за произвола жестоких правителей, показывают, как уязвимы дети перед лицом внешних сил. Но из библейских историй мы также узнаём о том, что можно сделать, чтобы защитить малых сих. В Евангелии от Матфея мы видим пример отцовства, исполненного любви и доверия к заповеди Божьей, особенно в трудные времена.
Писание называет детей благословением и надеждой на будущее. Псалмопевец сравнивает их со «стрелами в руке сильного» (Пс 126). Христиане призваны быть единой семьей, и полагаясь на силу Господа, строить крепкие общины, где дети пребывают в безопасности и имеют возможность развиваться.

Молитва

Милосердный Боже,
Ты послал Своего Сына, чтобы Он родился в обычной семье,
где среди Его предков были и праведники, и грешники.
Благослови все семьи, наши дома и общины.
Особенно же мы просим о единстве христианской семьи,
дабы мир уверовал.
Просим во имя Христово,
Аминь.

День 8: Он соберет изгнанников Израиля… от четырех концов земли

Исаия 11, 12-13 Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема
Псалом 105, 1-14, 43-48 Собери нас от народов, дабы славить святое имя Твое
К Ефесянам 2, 13-19 Он разрушил стоявшую посреди преграду
От Иоанна 17, 1-12 Я прославился в них

Карибские церкви совместно трудятся ради исцеления ран Тела Христова в регионе, страдающем от последствий колонизации. Для примирения часто необходимо покаяние, возмещение ущерба и исцеление памяти. Один из примеров этого – это акт покаяния и возмещения ущерба между баптистами Великобритании и Карибскими. Подобно Израилю, Церковь в своем единстве призвана быть знаком и активным участником примирения.

Размышление

В библейском повествовании об истории спасения есть один неизменный мотив – это постоянная решимость Господа создать народ, который Он мог бы назвать Своим. Воспитание такого народа, соединенного с Богом священным заветом, это неотъемлемая часть Божьего замысла спасения и прославления и освящения Его Имени.
Пророки постоянно напоминали Израилю о том, что Завет требует, чтобы в отношениях между различными социальными группами царили справедливость, сострадание и милосердие. Когда Иисус готовился заключить Новый Завет в Своей Крови, Он горячо молился Отцу, чтобы те, кого дал Ему Отец, были едины – так же, как Он и Отец едины. Когда христиане открывают свое единство во Христе, они участвуют в славе Христа, пребывающего одесную Отца – той же славе, которую Он имел в Отце прежде создания мира. Народ Завета всегда стремится быть общиной мира, потому что только так он может быть для всех народов земли действенным знаком мира и справедливости.

Молитва

Господи,
смиренно просим о том, чтобы по Твоей благодати,
церкви по всей земле стали орудием Твоего мира,
вестниками и соработниками Твоей исцеляющей любви,
несущей примирение разделенным народам.
Да святится и прославится имя Твое,
Аминь.