Таинство Крещения — помазание святым елеем

eleyРассмотрим с вами третий знак Крещения. По-настоящему, чин Крещения состоит из множества знаков, и мы не будет рассматривать все из них. Помазание святым елеем проводится в классическом ритуале Крещения младенца после принятия новокрещеного в христианскую общину, его наречения, которое мы рассмотрели в нашей первой передаче, осенения знамением креста, о котором мы говорили в нашем втором выпуске, и литургии слова. Перед литургией самого таинства, которое открывается благословлением воды в купели, проводится ритуал изгнания злых духов (экзорцизм), во время которого произносится молитва об освобождении младенца от злых духов, и знак, который дается катехумену в этот момент — это помазание святым елеем. Священник, нанося на грудь младенца святой елей, произносит следующую формулу: «Прими помазание святым елеем в знак спасения, да укрепит он тебя силой Христа Спасителя, который живет и царствует во веки веков». Истинное значение этого знака, ритуала, понятно не сразу.
В самом начале постараемся понять, почему в нем используется миро, елей, попросту масло. Причем помазаний в этом чине — два: первое производиться елеем катехуменов до Крещения, а второе — после Крещения святым миром, которое также используется и в ритуале Миропомазания. Елей, масло, имеет много значений. Это и пища, и смазка, и мазь, бывают масла душистые, используемые в косметических целях, или лечебные. Но елей, используемый в чине Крещения, указывает на совсем другое применение этого масла.
В ритуале Крещения помазание святым елеем делается два раза, потому что крещаемому необходимо пройти два разных этапа во время этой церемонии. Первое помазание делается до опускания катехумена в святую воду (правда, в наши дни чаще всего делается окропление водой, а не полное опускание ребенка в купель). А после окропления, то есть собственно Крещения, младенца ждет второе помазание. Это второе помазание производится миром (от др.-греч. μύρον «ароматное масло»), специально приготовленным и освящённым ароматическим маслом, которое также используется в таинстве Миропомазания. Оно придает бОльшую пышность и царственность ритуалу Крещения. Недаром именно миро использовалось для обозначения помазанника божьего, то есть Мессии, что в свою очередь соответствует греческому слову Христос. Помазанниками Божьими назывались также цари, священнослужители и пророки.
А масло, используемое до погружения в купель, élaion, то есть елей катехуменов, в древности служил в ритуале изгнания злых духов. В наши дни им мажут грудь младенца, а взрослый может получить помазание, как на грудь, так и на тыльную часть руки. Помазание ладоней отведено только для священнослужителей. В древности крещаемого обмазывали елеем полностью, и он входил в таком виде в купель. Упоминание об этом мы находим, например, в записях IV века Иоанна Златоуста. А согласно Св. Ипполиту Римскому, жившему во II и III веке, во время помазания святым елеем произносилась фраза: «Да покинет тебя всяких злой дух». Значит, речь идет о самом настоящем экзорцизме. А современник Иоанна Златоуста Феодор Мопсуестийский, раннехристианский богослов, называл помазанников «воинами Христа». Было бы точнее назвать крещеных «борцами» Христа, потому что именно борцы растирали себя елеем, маслом перед состязанием для того, чтобы затруднить хватку противнику. Это приближает нас к значению помазания святым елеем перед окунанием в святую воду. Крещаемый вступает в борьбу со злыми духами, ему удается победить, благодаря святому елею, а Крещение знаменует победу Бога над духом зла в человеке. Помазание елеем учит нас защищаться от духа зла, от покровителя лжи, помогает нам понять, как человек должен поступать в случае искушения, как ему можно ускользнуть («скользкий»!) от его врага. Во-первых, необходимо ясно видеть, что у нас есть враг. Поэтому придется бороться. Во-вторых, необходимо научиться правильно, мудро бороться с этим врагом. Всему этому нас учит символ помазания елеем катехуменов.
Как древним борцам елей помогал выскользнуть из хватки противника, так и христианам помазание елеем помогает бороться с искушением. Для наглядности мне хотелось бы вспомнить сон мученицы Перпетуи, описанный в «Житие Перпетуи и Фелицитаты». Там указано, что Перпетую обвинили в принадлежности к христианской вере, когда та была еще катехуменкой, и поэтому она получила Крещение в ожидании своего ареста и, естественно, казни. Интересно, что Перпетуя начала страдать за веру, не будучи еще формально христианкой. В ночь перед Крещением мученица видит сон, в котором ей приходится бороться с черным египтянином. Его символика вполне ясна: черный цвет наводит на мысль о тьме, а Египет — это библейский символ рабства, фараона, исторического врага Народа Божьего. Во время схватки Перпетуе помогает дьякон. За схваткой следит судья — епископ, который спрашивает мученицу, готова ли она к Крещению. И в этом контексте она получает помазание елеем катехуменов и выигрывает схватку.
Христианину приходится вступать в борьбу со своим «черным египтянином» каждый день и ему необходимо быть готовым противостоять искушениям. Елей дает нам ценные указания о том, каким именно образом бороться с искушениями, как противостоять злу, лукавому, дьяволу. Ритуал помазания не указывает на необходимость надежного снаряжения или меткого оружия для нападения и уничтожения врага. Он, скорее всего, говорит нам о необходимости вовремя «улизнуть» от противника, учит нас способности выпутаться из его крепкой хватки. За этой тактикой стоит великая мудрость. В схватке с дьяволом нам никогда не удастся победить его мозгами, потому что «Змей хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт 3,1). Мы никогда не сможем придумать достаточно аргументов для того, чтобы победить ложь, гнездящуюся в нашем сердце. Но мы можем научиться не играть по ее правилам, вовремя покидать поле битвы. Можно прекрасно выиграть, не вступив в бой, как, например, видно из истории Наполеоновского вторжения в Россию. Кутузов оставил Москву, но это принесло ему победу над Бонапартом. В Евангелиях мы часто видим, что Иисус не отвечает на провокационные вопросы. И это прекрасно видно на примере диалога Христа с искусителем в четвертой главе Евангелия от Матфея. Диавол старается повести разговор в одном русле, а Христос полностью меняет перспективу, будто увертывается от хватки врага. Некоторые вопросы специально задаются таким образом, чтобы заставить нас дать ожидаемый ответ.
В молитве «Отче наш» мы просим «избавить нас от лукавого», то есть не позволить нам подпасть под его влияние, не поддаться искушению. Ведь зло хаотично, оно никогда не играет по правилам, а манипулирует нами. В третьей главе книги Бытия змей задает вопрос Еве, который уже подразумевает некую ложь о ее отношениях с Богом. «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт 3,1) Честный вопрос прозвучал бы так: «Это правда, что вы не можете есть ни от какого дерева в раю?». А форма, которую использует змей («подлинно ли сказал Бог»), подразумевает, что новость о запрете со стороны Бога уже разошлась по всему раю. Представим, что к нам подходит коллега и спрашивает: «Это правда, что тебя увольняют?» Значит, эту новость уже во всю обсуждают на вашей работе. И вас будто подталкивают на то, чтобы оправдаться. Также и Ева попадает на крючок лукавого, стараясь доказать, что ей и Адаму ничего Богом не запрещено. А весь трюк заключается в том, что вопрос сформулирован по принципу ловушки.
Существуют такие вопросы, на которые не надо отвечать. Мы с детства носим в себе некоторые вопросы, на которые стараемся найти ответ всей последующей жизнью. И это только делает нас несчастными. Почему со мной случилось это горе? Почему мой отец никогда не интересовался моей жизнью? Почему мы часто переезжали, и мне не удалось ни с кем завязать крепкой дружбы и т.д.? Люди носят в себе очень много вопросов-ловушек. Они могли бы жить намного счастливее, но у них это не получается, потому что искуситель посеял в их сердцах лживые вопросы, на которые в жизни нет ответа. И эти вопросы не позволяют им иметь правильное отношение к жизни. Некоторые вступают в брак, неся в себе тяжелый багаж вопросов из детства. Семейная жизнь происходит в настоящем, а детство принадлежит прошлому. Нельзя мерить настоящее единицами прошлого. Если нам чего-то недоставало в детстве, мы часто это ищем в нашей семейной жизни. Но сегодняшняя жизнь не имеет ничего общего с нашим прошлым. Наш муж — это не наш отец, а жена — это совсем другой человек, а не наша мать.
Жизнь похожа на книжный текст. И это не странно, потому что жизнь каждого человека — это слово Господне. И поэтому к ней необходимо подходить, как к тексту, рассказу. Он ничего нам не скажет, если мы не заинтересованы в том, о чем он написан. Но если мы поставим вопросы к тексту, он ответит на них. Если вопросы будут неправильные, текст покажется абсурдным или бесполезным. Например, анализируя главу о Свадьбе в Кане, мне захочется узнать, сколько лет было жениху и невесте, Евангелие мне на это не ответит. Значит ли это, что эта глава ненужная или неправильная? Совсем нет. Ошибочен мой вопрос. Если я задам правильный вопрос, текст мне на него ответит. Например, сколько было сосудов с водой? Ответ мы находим в тексте: сосудов было шесть. И за этим номером стоит очень важная символика. Не зря отцы Церкви так внимательно относились к каждой детали Священного Писания. В нем нет ничего ни случайного, ни лишнего.
Тактика лукавого заключается в том, чтобы заставить нас искать в нашей жизни то, чего нет. А это приводит только к депрессии и недовольству. Бесполезно искать в людях тех качеств, которых в них нет. Это не позволяет нам видеть то хорошее, что в них есть. Точно также можно пропустить все хорошее в нашей жизни, погрузившись в поиски того, чего здесь, на земле, просто не может быть. Бесполезно искать ответа на неправильные вопросы. Христианская мудрость учит нас ставить правильные вопросы. Перед лицом соблазна, особенно чувственного, физического, мы часто задаем вопрос, который начинается со слов: «Разве я не заслужил? Разве это не правильно?»
А иногда человека пробуждает какой-нибудь печальный факт, и он понимает, что всё время просил от жизни каких-то мелочей.
Нам также известно, что в искусе гордости, высокомерия, самоутверждения виновата изначальная жизненная установка. Неправда, что счастье — в самоутверждении, неправда, что первенство приносит радость, неправда, что материальное богатство приносит мир в душе. Наше поколение окружено различными удобствами, без которых уже не представляет себе быта. Но кто сказал, что именно удобства приносят нам счастье. Разве мало состоятельных людей в депрессии?
Помазание елеем символизирует также побег от общепринятого.
Свобода от наших детских комплексов, свобода от общепринятых понятий. То, что иногда нам кажется необходимым, на поверку оказывается лишним. Именно поэтому нужно научиться «увертываться» от искушений, а не стараться объяснить их причину.*** На этом мы заканчиваем наш третий выпуск катехизических бесед на тему «Таинство Крещения».

Радио «Ватикан»

<<Назад<<